Вопросы и ответы

  1. Вопрос: Кто  еще, кроме  лечебного учреждения  может  направлять граждан на медико-социальную экспертизу?

Ответ: В соответствие с п.п. 15, 17, 19 разд.  III «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 02. 2006г, №95 ( в ред. от 10.08.2016г) : Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. При этом оформляется направление на МСЭ соответствующей формы. Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу утверждается Минтрудом России.
В случае, если   орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину  в  направлении на медико-социальную экспертизу,  ему выдается   справка, на основании которой гражданин (законный или уполномоченный  представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

  1. Вопрос: Как проводится  медико-социальная экспертиза и выносится экспертное решение?

Ответ: В соответствие с  п. 25 и 28  разд.IY «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 02. 2006г, №95 ( в ред. от 10.08.2016г):
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов полученных при освидетельствовании. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному  или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

  1. Вопрос: Имею ли я право пройти  переосвидетельствование заблаговременно?

Ответ: В соответствие с п. п 40. 41 р V «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 02. 2006г, №95( в ред. от 10.08.2016г), переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению ( заявлению его законного или уполномоченного представителя) либо по направлению  медицинской организации  в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

  1. Вопрос: В каких случаях устанавливается причина инвалидности «общее заболевание» и «инвалид с детства», от чего зависит  установление  этих причин?

Ответ: Предусмотренные  законодательством формулировки причин инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности. От формулировки установленной причины инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот.
В соответствие с Постановлением   Минтруда РФ от 15.04.2003г №17 « Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико- социальной экспертизы причин инвалидности» ( в редакции от 29.04.2005г):
-причина инвалидности с формулировкой «общее заболевание» определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами.
-причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства»: определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Эта формулировка причины инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу  заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.

  1. Вопрос: Как мне пройти медико-социальную экспертизу?

Ответ: В соответствие с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 02. 2006г, №95( в ред. от 10.08.2016г: Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской  организацией, независимо  от ее  организационно-правовой формы, органом, осуществляющим  пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу, после проведения  необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных  или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской  Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
В случае,  если  медицинская организация, отказала гражданину  в  направлении на медико-социальную экспертизу,  ему выдается   справка, на основании которой гражданин (законный или уполномоченный  представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
С Направлением на медико-социальную экспертизу , заявлением на проведение медико-социальной экспертизы и документом, удостоверяющим личность следует обратиться в бюро медико-социальной экспертизы.

  1. Вопрос: Какие документы необходимо представить в бюро МСЭ для проведения медико-социальной экспертизы?

Ответ:  Положения «Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утв. приказом Минтруда России от 29.01.2014г №59н содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению получателем государственной услуги.

Для предоставления государственной услуги получатель государственной услуги представляет:
1. Документы, удостоверяющие личность:
а) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:
-паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет);
-свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);
-дипломатический паспорт;
-служебный паспорт;
-удостоверение личности моряка;
-удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов);
-военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования);
-временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта;
б) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации:
-паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
в) документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:
-документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
-разрешение на временное проживание;
-вид на жительство;
-удостоверение беженца;
-удостоверение вынужденного переселенца.
Получателем государственной услуги могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Заявление о предоставлении государственной услуги.
В заявлении о предоставлении государственной услуги указываются:
а) наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в которое подается заявление;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя государственной услуги;
в) страховой номер индивидуального лицевого счета получателя государственной услуги в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);
г) адрес места жительства (места пребывания, места нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации);
д) серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата и место выдачи указанного документа;
е) просьба о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели;
ж) информация о нуждаемости в предоставлении услуги по сурдопереводу;
з) информация о нуждаемости в предоставлении услуги по тифлосурдопереводу;
и) фамилия, имя, отчество (при наличии) законного или уполномоченного представителя получателя государственной услуги
к) информация о согласии (несогласии) на обработку персональных данных;
л) адрес электронной почты получателя государственной услуги (при наличии);
м) дата подачи заявления.
Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги

3.Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77,
-либо  направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. N 874 (далее — направление на медико-социальную экспертизу),
-либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

4. СНИЛС не является обязательным документом, но с учетом участия учреждения медико-социальной экспертизы в формировании и  наполнении федеральной государственной информационной системы Федеральный единый реестр инвалидов, просьба иметь данный документ при обращении на медико-социальную экспертизу как получателем государственной услуги, так и его законным или уполномоченным представителем). 

  1. Вопрос: Возможно ли проведение медико-социальной экспертизы на дому?

Ответ: Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь. Медико-социальная экспертиза может проводиться также в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

  1. Вопрос: Правомерно ли  поступило учреждение МСЭ, направив меня при освидетельствовании  на дообследование?

Ответ: В соответствии с  действующими с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 02. 2006г, №95( в ред. от 10.08.2016г) , в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная  программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
   После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.  В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых  документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается специалистами на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая  отметка в протоколе проведения  медико-социальной экспертизы гражданина.

  1. Вопрос: На какой срок устанавливается категория «ребенок-инвалид»? На какой срок устанавливается категория «ребенок-инвалид»?

Ответ: Лицам старше 18 лет инвалидность первой группы устанавливается на 2 года, второй и третьей группы на 1 год. Кроме того, того и первая, и вторая, и третья группа инвалидности  могут устанавливаться бессрочно в соответствии с п. 13  Правил признания лица инвалидом, утв. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г №95 ( в ред. от 10.08.2016г).

Категория «ребенок инвалид»  лицам, не достигшим возраста 18 лет устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Согласно постановления Правительства  РФ №95 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам); (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
       не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 N 89)

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
Граждане, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами. При этом исчисление сроков, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящих Правил, осуществляется со дня установления им группы инвалидности впервые после достижения возраста 18 лет.
(п. 13.1 введен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

  1. Вопрос: Я прошел освидетельствование в бюро МСЭ. Инвалидом меня не признали. Должны ли мне выдать документ о результатах освидетельствования?

Ответ: В соответствие с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 02. 2006г, №95 ( в ред. от 10.08.2016г.) при отказе в установлении группы инвалидности по желанию гражданина ему может быть выдана справка о результатах медико-социальной экспертизы в день  обращения( при обращении за указанной справкой в день проведения медико-социальной экспертизы) или в течение 5 календарных дней,  если оформление   такой справки требует времени для запроса  сформированных дел из архива.

  1. Вопрос: Кто разрабатывает для инвалида индивидуальную программу реабилитации и абилитации?

 Ответ: Индивидуальную программу реабилитации или абилитации  (ИПРА инвалида/ребенка- инвалида) разрабатывают  специалисты учреждения медико-социальной экспертизы. Разработка ИПРА является государственной услугой по проведению медико-социальной экспертизы требует предоставления пакета необходимых документов( см. ответ на вопрос 6).

Разработка ИПРА инвалида/ребенка-инвалида   осуществляется на основании выявленных при проведении медико-социальной экспертизы  нарушений функций организма, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и нуждаемости в мерах социальной защиты.

  1. Вопрос: Кокой настоящий порядок разработки ИПРА инвалида/ ребенка инвалида?

 В настоящее время действует  новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»,
утв. приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н ( в ред. от 27.01.2016г.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).
Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) информируют инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) о целях, задачах и социально-правовых последствиях реабилитационных мероприятий.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
б) оценка реабилитационного потенциала;
в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину (далее — направление на медико-социальную экспертизу).
По приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального бюро) в формировании ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) могут принимать участие с правом совещательного голоса специалисты медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.
В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики, гражданин может быть направлен для разработки или коррекции ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в главное бюро, Федеральное бюро.
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р  так и реабилитационные или абилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно, ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет.
Данный порядок внес существенные изменения в отношении порядка внесения дополнений и изменений в имеющуюся на руках у инвалида/ребенка- инвалида ИПР/ИПРА:
При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
В новую ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид).
   Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина. 

  1. Обязательно ли исполнение индивидуальной программы реабилитации для инвалида? Нельзя ли, например, отказаться от дорогостоящего протезирования, но получить взамен соответствующую сумму?

Ответ: В соответствие с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации  или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы или объема реабилитационных мероприятий, и даже выполнения программы в целом. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (т. е не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости «сэкономленных» реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.)
В тоже время  законодатель определил, что  индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

  1. Вопрос: Какой  порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации?

 Ответ: Вопрос  нуждаемости в обеспечении инвалида теми или иными техническими средствами реабилитации  рассматривается специалистами учреждений медико-социальной экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, психологических данных.

Решение о нуждаемости в обеспечении инвалида ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на  основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду ТСР, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности, исходя из «Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р.

«Перечень  показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» утв. приказом Минтруда России от 09.12.2014г №998н( ред. от 18.07.2016г).

             15. Вопрос: Как осуществляется освидетельствование в случае невозможности по состоянию здоровья  прибыть  в  бюро МСЭ?

Ответ: Если состояние здоровья не позволяет гражданину явиться  в бюро, освидетельствование будет проведено на дому, в стационаре по месту лечения или заочно. Для этого в бюро необходимо направить помимо заявления и направления на МСЭ, заключение организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о невозможности  гражданина  по состоянию здоровья явиться на освидетельствование.

  1. Вопрос: Куда обращаться  в случае несогласия с решением бюро МСЭ?

Ответ: В настоящее время в Российской Федерации создана 3-х уровневая система медико-социальной экспертизы:  бюро МСЭ,  главное бюро МСЭ и Федеральное бюро.

В случае несогласия с решением бюро, гражданин вправе обжаловать данное решение в месячный срок  в главное бюро на основании письменного заявления. Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро. Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро.    Кроме того, решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

  1. Вопрос: В случае если гражданин пропустил установленный ему срок переосвидетельствования, будут ли зачтены пропущенные сроки освидетельствования и выплачена за них пенсия?

Ответ: В случае пропуска срока переосвидетельствования, гражданину в заявлении следует указать  в том числе и рассмотрение вопроса о связи сроков пропуска переосвидетельствования, указав по какой причине он пропустил срок.

Причины пропуска срока переосвидетельствования могут быть уважительными и не уважительными.
Если причина пропуска переосвидетельствования будет признана  специалистами бюро уважительной, то сроки, которые пропустил инвалид, будут зачтены и решен вопрос об инвалидности за пропущенное время. В таком случае пенсия будет выплачена после получения ОПФ РФ по Ярославской области выписки из акта освидетельствования, направленной учреждением медико-социальной экспертизы в срок не позднее 3-х дней с момента окончания экспертизы.

  1. Вопрос: Кто оплачивает рекомендованные учреждением медико-социальной экспертизы реабилитационные мероприятии, ТСР и услуги?

Ответ: Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду  определен  Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р.(с изменениями, внесенными Распоряжением Правительства РФ от 12 11 2010 №1980-р) Все меры, средства и услуги, включенные в данный Перечень предоставляются инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета.
ИПРА инвалида/ребенка инвалида может так же содержать и  реабилитационные мероприятия. в т.ч.,  и ТСР  в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Основным документом, дающим инвалиду право на получение того или иного средства реабилитации, является Индивидуальная программа реабилитации и/ или абилитациии, которая разрабатывается при проведении медико-социальной гражданина в  бюро  главном бюро.

  1. Вопрос: Как поступить инвалиду, если в действующую  ИПР  необходимо внести  изменения или дополнения?

Ответ: При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
В новую ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид).
Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

 

  1. Вопрос: Как поступить инвалиду, если в действующей ИПРА обнаружена опечатка, ошибка или изменились антропометрические данные инвалида?

Ответ: Действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы,  предусмотрено,  что при необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА инвалида / ребенка-инвалида) в связи с изменением персональных, антропометрических данных,  необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также,  в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению (по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной,  составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
В данной ситуации инвалиду( его законному или уполномоченному представителю) следует обратиться в бюро, где выдана ИПРА для получения информации о дальнейших действиях в целях оформления документа надлежащим образом.

  1. Как устанавливается инвалидность в настоящее время?

Ответ:  По порядку установления инвалидности в Российской Федерации в настоящее время разъясняем.

-Вопросы установления  инвалидности  урегулированы  Федеральным  законом  от 24.11 1995 №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации  от 20. 02. 2006г, №95; а также  «Классификациями и критериями,  используемыми  при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными  учреждениями  медико-социальной экспертизы»,  утвержденными Приказом  Минтруда России №1024н от 17.12.2015. и  вступившими в силу  02.02.2016г.
В приложении к утвержденным новым «Классификациям и критериям…» приводится «Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах». В документе  изложена клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма человека при различных заболеваниях последствиях травм и дефектах  и,    которым дана соответствующая количественная оценка в зависимости от степени выраженности, устанавливаемая   в процентах.
Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Учитывая,  что,   в соответствие с указанной выше «Количественной  оценкой…»,  к незначительным относятся нарушения, оцениваемые в пределах 10-30%,  то  рассматривать вопросы  установления инвалидности можно лишь при выявлении  нарушений функций организма,   которые оцениваются в 40% и более, то есть,  когда имеет место нарушение здоровья человека со II, III, IV степенью выраженности  стойких нарушений функций организма.

Согласно п. 8 разд. IY приказа Минтруда  России от 17.12.2015. № 1024н:     Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Далее в п.9,10,11, 12 разд. V. Прописаны  критерии установления групп инвалидности по их тяжести:
9. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.
10. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
11. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
12. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
13. Категория «ребенок- инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II,III либо IYстепени выраженности стойких нарушений функций организма ( в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями МСЭ при проведении освидетельствования  согласно  «Правилам признания лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №95,   на основе комплексной  оценки состояния  организма  гражданина   исходя  из анализа его  клинико- функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных  и в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», условиями признания лица инвалидом  являются  нарушение здоровья со стойким  расстройством функций  организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, ведущее к ограничению жизнедеятельности  и необходимости в мерах  социальной  защиты.

Наличие  заболеваний не является  основанием для признания лица инвалидом, если функциональные нарушения выражены незначительно и не ведут к ограничению категорий жизнедеятельности. Наличие  только нуждаемости в социальной защите не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Не является основанием и нуждаемость в лекарственном обеспечении,  если нет ограничений категорий жизнедеятельности.

 

  1. Вопрос: При проведении медико-социальной экспертизы, рассматриваются следующие сведения: клинико-функциональные,социально-бытовые,профессионально-трудовые, психологические и другие. Объясните пожалуйста в чем заключаются данные сведения.

Ответ: Условия признания гражданина инвалидом прописаны в «Правилах признания лица инвалидом», утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 ( с изменениями от 07.04.2008г., 30.12.2009г.)  и осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Профессионально-трудовые данные учитываются исходя из изучения трудовой книжки гражданина, характеристики выполняемой работы, характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению).
Клинико-функциональные критерии включают характер и тяжесть заболевания, особенности течения патологического процесса, характер (вид) нарушений функций организма; степень нарушений функций организма (значительно выраженная, выраженная, умеренная, незначительная) – указанные в направлении на медико-социальную экспертизу (форма 088у).
Социально-бытовые критерии выясняются в ходе беседы с гражданином, уточняются жилищные условия (благоустроенная квартира или частный дом), этаж, удаленность от транспорта, наличие лифта, пандуса и др.
Психологические нарушения выявляются в ходе беседы с медицинским психологом, работающем в бюро медико-социальной экспертизы, и выявляются нарушения памяти, мышления, внимания и др.